Цели воспитания

За какое дело мы бы не брались, чего бы не хотели достичь, первое, что нужно сделать, зто определить цели, которых мы хотим добиться. Цель – это направление пути, его конечный результат. В зависимости от этого определяются шаги, которые нужно сделать, какие задачи ставятся, какие действия надо предпринять для их выполнения.
Человек ,не знающий цели, подобен путнику, который не может выбрать правильную дорогу, так как не знает путь назначения. Особенно это важно, когда мы воспитываем детей. И здесь надо понимать, а к какой цели мы двигаемся, что мы хотим видеть в нашем потомстве..То, что мы вкладываем в наших детей, впоследствии приведет их к тому или иному выбору во взрослой жизни. Особенно это актуально для родителей христиан, так как все мы хотим, что бы наши дети не только были успешными в этой жизни, но и пришли в вечность.

Какие цели воспитания могут быть

Бывает, что родители, воспитывая детей, не имеют никаких целей вообще. Это происходит только в тех семьях, где вопрос о том, чем и как живет ребенок, не стоит, так как он просто никому не нужен. К сожалению, такие семьи уже не редкость.
Но обычно мамы и папы хотят для своих детей лучшей доли и хорошего воспитания. Рассмотрим несколько вариантов стремлений родителей.

Защита от проблем и опасностей

.Когда основная цель состоит в том, чтобы защитить ребенка от всего, что таит в себе угрозу(обычно по мнению мамы),то вырастает абсолютно неприспособленный к самостоятельной жизни молодой человек или девушка. Такие люди до старости все решение проблем сваливают на маму или папу, потому что они просто не в состоянии принимать какие-либо решения сами. Ярким примером плодов такого воспитания являются так называемые «маменькины сыночки», когда мужчина в возрасте 40 лет не женат, не может себя сам обслужить и содержать и возлагает эти все заботы на мамины плечи. Естественно мы должны оберегать своих детей от реальных опасностей, не разрешать гулять одних в неположенных местах в неподходящее время, соблюдать правила предосторожности на оживленной улице ,пресекать общение с с теми людьми, которые могут навредить им физически, психологически или духовно .Однако при этом обязательно надо помнить о возрасте ребенка и мере опасности – например , не стоит указывать 15-летнему сыну, с кем дружить – об этом надо было беспокоиться раньше и и воспитать его так, чтобы он был в состоянии выбрать себе нормальных друзей. А вот объяснять 8-летнему ребенку о вреде дружбы с ребятами ,которые курят или гуляют допоздна без присмотра взрослых, как мне кажется вполне приемлимо. Если же естественное стремление защищать и оберегать ребенка становиться целью, то появляются мнимые угрозы, причем число их растет пропорционально возрасту. Родители лишают ребенка возможности выбора, в результате и вырастает человек, выбирающий отказ от принятия решений.
Прививание хороших манер и этики поведения. Мы все хотим чтобы наши дети умели хорошо вести себя в обществе. И это нормально. Умение общаться с другими , признавать правила поведения среди окружающих – неизбывная черта воспитанного человека. Но когда это становиться целью воспитания, а не одним из нужных навыков, упускается главное – рост внутреннего я и духовности. Сколько раз мы на своем пути встречаем людей очень вежливых, с хорошими манерами, но поступающих только в угоду себе. Многие известные люди, которые всегда на виду, имеют прекрасные манеры, но познакомившись ближе, какую бездну бездуховности можно наблюдать.

Стремлению к благосостоянию и материальному благополучию

Родители также несут ответственность за обеспечение своих детей. Когда же данное стремление ставиться во главу угла, опять же упор идет на материальные ценности, а недуховные. Если даже в такой семье и прививается правильное отношение к деньгам, но внутреннего покоя и счастья не будет .Иисус сказал:»Не заботьтесь и не говорите «что нам есть?» или «что нам пить?» или «во что одеться?»…ищите же прежде Царства Божия и правды Его,и это все приложиться вам.»(Матф. 6:34) Ставя духовное прежде материального, Господь указывает, что достижение материальных благ не должно становиться нашей целью.

Выполнение недостигнутых мечт и амбиций

Довольно часто родители желают, чтобы их дети добились того, чего они не могли добиться сами, забывая или не задумываясь о том, что у каждого человека есть свое уникальное предназначение от Бога. Пытаясь делать то, что ребенку не свойственно, он не может добиться успеха и разочаровывается в себе. В результате – заниженная самооценка и проблемы во взрослой жизни. Мама и папа тоже получают свою долю разочарования и начинаются упреки:»Ты неудачник, ты ничего не умеешь». Такие слова ложаться тяжким бременем на душу ребенка, он видит себя глазами родителей и становиться тем, кем они его видят.
Стремление быть лучшим. Потребность в значимости заложена в нас изначально. Но когда она начинает руководить нами, то мы начинаем зависеть от мнения других людей. И тогда родители начинают стремиться к тому, что бы их ребенок был лучшим во всем – был лучше одет, имел лучшие игрушки (телефоны. велосипед и т. д.),лучше всех учился, играл в футбол и т.д. В результате можно получить два результата: либо приобретая так называемый «синдром отличника», такие люди надрываются от непосильного груза, который на них водрузили, либо требуют признания не своих достижений, а своей внешности , одежды и т.д. и когда этого лишаются, то теряют смысл жизни.

Что говорит Библия о целях воспитания.

Рассматриваемые примеры дают понимание, что цели воспитания должны быть другими, если мы хотим вырастить полноценных личностей. Сам процесс воспитания заключается в том, чтобы подготовить ребенка к тому моменту, когда он делает выбор, вступая во взрослую жизнь, и определяет направление своей жизни. Соломон в притчах дает следующее наставление для родителей : » Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится.» (Притчи 22:6) Мы не должны забывать, что наша задача как христиан научить своих детей жить в этом мире, храня свою веру и быть верным ей, подготовиться к жизни вечной и нести славу Своего Господа в погибающий мир. Именно это должно быть нашей целью. В Библии Господь дет повеление своему народу:»… дабы ты боялся Господа, Бога твоего, и все постановления Его и заповеди Его, которые заповедую тебе, соблюдал ты и сыны твои и сыны сынов твоих во все дни жизни твоей, дабы продлились дни твои… . и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая….»(Второзаконие 6:2,7). В сущности в этих стихах выражено сама суть воспитания наших детей – познавать и соблюдать заповеди Божьи. Есть прекрасная книга в Библии – это притчи Соломона. Изучая её с детьми можно научиться тому, как поступать в любой ситуации. Мы сами должны давать пример нашим детям, как поступать в той или иной ситуации, исходя из Божьих принципов, так как дети очень тонко чувствуют фальшь и учаться не нашими словами,а нашими поступками.

Правильная постановка и понимание целей воспитания приводит нас к тому,что мы начинаем четко видеть, в каком направлении нам двигаться. Прежде всего нужно заботиться о своем духовном состоянии и росте, так как невозможно дать то, чего нет у самих. Второе – Господь дал нам прекрасное руководство – это Библия. Ну и третье – мы также являемся детьми , у нас есть Совершенный Отец, который воспитывает нас и мы можем все эти уроки проецировать на наши отношения с детьми. В тоже время мы не должны забывать, в каком мире мы живем и должны научить ребенка противостоять навязыванию ценностей этого мира и мудро принимать то, что изменить не в силах. Известный детский психолог Д. Добсон высказался так: »Но нам, родителям…приходиться учиться ходить по тонкому натянутому канату. Хотя я стараюсь помочь своему ребенку выдержать конкуренцию в этой жизни таким, каков он есть, но я должен внушить ему, что ценности этого мира временны и не имеют такого значения, которое им придается. Чтобы объяснить суть этих двух противоречащих друг друга соображений, требуется немалые мастерство и такт…Ключ к решению проблемы лежит в том, как можно раньше объяснить ребенку сути истинных ценностей в жизни. Эти ценности — любовь ко всему человечеству, доброта, прямота, честность и цельность натуры, надежность, правдолюбие, верность Богу…»(2)

Добавить комментарий